ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

СЕРГЕЙ ДОБРОЛЮБОВ: «КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОНИКЛИ ВО ВСЕ ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ»

22 Июля 2015
В СМИ

Источник: пресс-служба Региональной конференции Международного географического союза

О том, как технологии дистанционного зондирования Земли представлены в программе Региональной конференции Международного географического союза, рассказал декан географического факультета МГУ, член-корреспондент РАН Сергей Добролюбов.

С.А. Добролюбов
С.А. Добролюбов

В программе Региональной конференции Международного географического союза, которая пройдёт с 17 по 21 августа Москве, будут затронуты особенности проведения и перспективы применения дистанционного зондирования Земли. Почему это актуально сегодня?

В области географических исследований космические технологии в настоящее одни из самых эффективных. Только в современной экономической географии нет настоятельной потребности в спутниковых данных, важнее государственная и региональная статистическая информация, социологические опросы, а в физической географии почти все науки используют методы космического зондирования Земли. Это и геоморфология, гляциология, и биогеография, и гидрология суши, и океанология, и метеорология.

В Арктике, например, по определённым формам рельефа спутники позволяют изучать состояние мерзлоты, а последовательные снимки от года в год дают информацию об отступании берегов. Правда в полярной зоне существует одна особенность - наклонение орбиты спутника часто не позволяет видеть самые северные районы. Эта проблема решается, появились даже специальная арктическая группировка спутников. Она будет использоваться в навигации для проводки судов по морям Арктики.

Дистанционное зондирование позволяет также определить границы природных зон и их перемещение. На снимках видны и породы деревьев – современные технологии позволяют получать изображения в очень высоком разрешении, из космоса можно даже увидеть положения гнездовий птиц, лежбищ моржей.

Конечно, наиболее интенсивно используются спутники для метеорологических наблюдений, составления прогнозов погоды, а также определения очагов лесных пожаров.

Как развиваются космические технологии для географии в России? Какие проблемы существуют?

Главная проблема, на мой взгляд, это отсутствие российских спутников в нужном для исследований количестве. Мы чаще пользуемся данными чужих устройств - канадских, индийских, китайских. Но они работают прежде всего для нужд своей территории, с определённым наклонением орбиты, да и информация дорога. Для каждого исследования нужно выбрать свой наиболее эффективный специализированный спутник. В России их недостаточно. После 1990-х технологическая база была почти полностью разрушена, сегодня не хватает специалистов. При этом, мы были первыми в пилотируемом космосе, вкладывали деньги в межпланетные полёты. В итоге, это оказалось не столь нужно экономике. Сейчас прикладная наука становится все более важной. Нас интересуют прямые утилитарные задачи, связанные с оценкой воздействия мерзлотных процессов, опасностей лавин, загрязнения атмосферы, обеспечением морской навигации и определением очагов пожара. Хотя нужно понимать, что эти технологии с использованием дистанционного зондирования строятся на фундаментальном знании.

Как технологии дистанционного зондирования Земли связаны с другими методами, используемыми в современной физической географии?

Можно сказать, что существует триединая система – картографирование, дистанционное зондирование и геоинформатика. Зондирование из космоса даёт информацию, она обрабатывается и создаётся некая база данных, а зачастую и численная модель процесса, которая потом превращается в специализированные карты. Раньше вершиной была бумажная карта, теперь так называемая система поддержки принятия решений - компьютерная система, которая осуществляет сбор и анализ большого количества информации. Например,  после одного нажатия кнопки выводятся данные, когда наводнение дойдёт до населённого пункта, сколько домов окажется под водой, и сколько людей потребуется переселить.

Кто представит эти методы участникам Конференции в МГУ?

С лекцией в Москве выступит президент Международной картографической ассоциации профессор Георг Гартнер. Также среди делегатов – учёные-геоинформатики из Московского государственного университета, из Института географии РАН, Института космических исследований РАН. В целом, космические методы исследований проникли во все области физической географии, поэтому более 30% докладов будет связано с использованием спутниковых технологий.

Каким образом знакомство и работа с космическими технологиями интегрирована в образовательный процесс на географическом факультете МГУ? С чем "сталкиваются" студенты во время обучения?

Космические технологии используются в учебном процессе на всех кафедрах факультета. Помимо общих курсов ( "Аэрокосмические методы", например) и потоковых курсов (к примеру, это "Дистанционные методы наблюдений в гидрометеорологии"), существуют еще и специализированные кафедральные (например, на моей кафедре "Спутниковая океанология" для магистров). Кроме того, почти любой курс на физико-географическом потоке включает в качестве информации либо космические снимки, либо данные, полученные с их помощью (снежный покров, уровень океана. экологическое состояние лесов, водохранилищ и заливов, разливы нефти, эрозионные процессы и т.д.). Для студентов эта информация - необходимый инструмент в написании курсовых и выпускных работ. Каждый студент имеет навыки обращения с космическими снимками, заказа их через Геопортал МГУ. Другое дело, не все их применяют на практике. 

Чего на Ваш взгляд, не хватает в образовательных программах школ и вузов (по профильным предметам / направлениям обучения) с точки зрения знакомства учащихся с космосом, технологиями ДЗЗ и т.п.?

По-моему, главное для школ - уровень образования учителей. Если они умеют пользоваться такой информацией, знают, где ее найти в интернете, а в школах есть возможность скачивать снимки -  значит, и ученики научатся, заинтересуются, захотят поступать на соответствующие специальности в вузах. Поэтому упор сейчас нужно делать на педвузы и университеты, готовящие в том числе учителей. 

Источник: пресс-служба Региональной конференции Международного географического союза

Все новости
Наверх